Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что Основной Закон, принятый в 1993 году, послужил фундаментом становления и развития российской государственности. Конституция Российской Федерации определила новый вектор политического, социального и экономического развития государства и общества. Конституция Российской Федерации в настоящее время стала системообразующим правовым документом, который закрепил основные ценности и принципы российского общества. Принятие Конституции Российской Федерации создало фундамент для формирования системы источников правого регулирования происходящих реформ.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с конституционной реформой в России.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регламентирующие реформу в стране, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение конституционной реформы.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть конституционную реформу и развитие российского конституционализма;
• выявить особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года;
• исследовать конституционную реформу и основы конституционного строя;
• изучить конституционную реформу и системность Российской Конституции;
• рассмотреть конституционные реформы и правотворчество субъектов Российской Федерации;
• изучить обеспечение конституционной законности и охрана конституции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
1. Особенности конституционного реформирования современной России
1.1. Конституционная реформа и развитие российского конституционализма
Становление российского конституционализма, развитие идей демократического правового государства не прекращается и в настоящее время. Особенно понятны для нас и как никогда актуальны наполненные тревогой слова академика О.Е. Кутафина из выступления на международной конференции по проблемам российского конституционализма еще в 1999 г. о том, что процессы учреждения новых для России институтов «...оказались гораздо сложнее, чем мы думали». Говоря о новых учреждаемых в то время демократических институтах (в частности, о выборах), известный ученый отмечал, что они породили массу проблем «...и такую массу безобразий, которая нам раньше и не снилась и которая сейчас нас заставляет вспоминать слова Черчилля о том, что демократия - дело скверное, просто человечество ничего лучшего не придумало. То же самое относится и к свободе слова, и ко многим другим демократическим институтам. К чему я это говорю? Я говорю это к тому, что, конечно, мы никогда не откажемся впредь от тех демократических завоеваний, которых мы достигли в последние годы. Но в то же время эти завоевания дают нам основание относиться к разным институтам демократии, к их реализации очень осторожно. Мы должны иметь в виду, что эти демократические институты - орудие слишком острое, и нужно уметь им пользоваться, тщательно изучать и совершенствовать практику их применения». Вопрос о конституционном государстве и его понятии требует большей определенности и четкости. Это понятие далеко от формального наполнения, ибо «наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным».
Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Следовательно, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Следовательно, функционирование (развитие) конституционализма в России связано с развитием России как конституционного государства. Как определил О.Е. Кутафин в своем фундаментальном труде «Российский конституционализм», Россия как конституционное государство имеет отвечающие определенным требованиям (наполненные определенным содержанием) политические, экономические, социальные, духовные основы конституционного государства, а также конкретные гарантии конституционности, к которым относятся: приоритет прав человека, развитие и укрепление гражданского общества, принцип разделения властей, развитие конституционного правосудия.
Общеизвестно, что в конституционном государстве политическая основа конституционного строя основана на признании демократического характера власти. В российской Конституции декларировано народовластие, его формы и гарантии.
Парламент является относительно новым для Российской Федерации институтом, и статус парламентария имеет не очень длительную историю развития в России. Следовательно, абсолютно закономерным представляется продолжающееся и сейчас развитие статуса парламентария, в т.ч. необходимость изучения как в целом этого статуса, так и отдельных его элементов. А учитывая содержательную сторону понятия «парламентаризм», изучение статуса парламентария представляется невозможным в отрыве от принципа конституционализма и опосредованного им понятия и элементов конституционного государства.
Отметим, что элементы правового статуса депутата в конституционном государстве не являются чем-то застывшим, а развиваются, и, на наш взгляд, вкладом в развитие конституционализма становится развитие морально-этических норм, регулирующих статус депутата. Развитие нормативно-этического регулирования связано с публичным характером деятельности парламентария и его влиянием на политические, экономические и иные процессы в государстве. Не менее важным представляется развитие морально-этической основы статуса парламентария в связи с осуществляемой им законотворческой деятельностью. Требовать от граждан неукоснительного соблюдения закона можно только в том случае, если он имеет крепкую морально-этическую основу, отвечает требованию справедливости, а таким требованиям должен отвечать прежде всего субъект, создающий закон. В противном случае мы получаем в результате законотворческой деятельности правовые акты, вызывающие отторжение социума и нежелание соблюдать их предписания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности конституционного реформирования современной России 4
1.1. Конституционная реформа и развитие российского конституционализма 4
1.2. Особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 7
1.3. Конституционная реформа и основы конституционного строя 14
2. Конституционное пространство Российской Федерации 19
2.1. Конституционная реформа и системность Российской Конституции 19
2.2. Региональные конституционные реформы и правотворчество субъектов Российской Федерации 22
2.3. Обеспечение конституционной законности и охрана конституции 25
Заключение 30
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
5. Указ Президента РФ от 12.05.1993 N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 17.05.1993, N 20, ст. 1757.
6. Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 18.10.1993, N 42, ст. 3995.
7. Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. «О народной законодательной инициативе в Алтайском крае» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 ноября 1993 г. N 717-рп «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации» // СААП РФ. 1993. N 45. Ст. 4378.
9. Постановление Совета Федерации от 17 декабря 1994 г. N 306-1 СФ «О проекте Федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. N 37-1 «Об образовании Конституционной комиссии» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 3. Ст. 24.
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Авакьян С.А. О возможных и конституционно легитимных путях изменения баланса властей в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 2.
13. Авакьян С.А. Основы и принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации // Современное общество и право. 2010. N 1. С. 5.
14. Арановский К.В., Князев С.Д. Роль Конституции в политико-правовом обустройстве России: исходные обстоятельства и современные ожидания // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 3. С. 51.
15. Астафичев П.А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 19.
16. Борисевич М.М. Разделение властей: проблемы и пути решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2014. N 3 - 4.
17. Варлен М.В. Конституционализм в статусе парламентария // Конституционное и муниципальное п раво. 2016. N 11. С. 59
18. Брусалинская Г.С. Размышления о конституционном будущем Приднестровья и России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 7. С. 16 – 17.
19. Зорькин В.Д. Правовой путь России. М., 2014. С. 47.
20. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2008. Т. 4. Книга первая (январь - апрель 1993 года). С. 411.
21. Князев С.Д. Стабильность Конституции и ее значение для современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 1. С. 5.
22. Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных Законов / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004. С. 16.
23. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Статут, 2008. С. 7.
24. Митюков М.А. Из дневников, блокнотов, интервью и заметок на полях (некоторые записи о конституционном процессе и событиях 1989 - 1993 годов) // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т. 6. С. 896.
25. Румянцев О.Г. Вступительная статья // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 45.
26. Страшун Б.А. Конституционализм: идея, реальность и возможная перспектива // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 5. С. 44.
27. Филатов С.А. Как создавалась Конституция 1993 года // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2010. Т. 6. С. 959 - 960.
28. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 25.
29. Чичерин Б.Н. Общее государственное право / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2006. С. 155.
30. Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 14 - 23.